Баскетбол

Муниципальное образовательное «Основная общеобразовательная школа», с.Трубино
Жуковского района Калужской области

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
протокол № 1 от «31» августа 2022 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «ООШ»,с.Трубино
________НовиковаО.Е.
«_____»____________2022 г.

.
Приказ от 31.08.2022г № 42/2

Дополнительная общеобразовательная программа

«БАСКЕТБОЛ»
Направление: физкультурно-спортивное
Возраст: 8-16 лет
Срок обучения: 1 год

Составила - Чернов Андрей Владимирович,
Учитель физической культуры

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования «Баскетбол» разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта (далее — Стандарт), имеет физкультурно-спортивную направленность и
определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса. Срок реализации программы 1 год.
Программа направлена на развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости,
выносливости, координации и гибкости, умение поставить цель и организовать ее
достижение, а также развитие коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью
взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его
информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к
здоровью школьников, тем самым обязывая образовательное учреждение создавать
условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию
ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена не только на получение
детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает
организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребностей
детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Новизна программы заключается в том, что приоритетность проблемы сохранения и
укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях
ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на
ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей
практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и
возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью взаимосвязи системы
процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения внутри данной программы.
Цель программы:
Формирование у учащихся представлений о собственном организме, о
гигиенических требованиях к занятиям физическими упражнениями, о возможностях
человека, его культуре, ценностных ориентациях, об избранном виде спорта; содействие
воспитанию волевых и моральных качеств, укреплению здоровья, физическому
совершенствованию; овладение способами оздоровления и укрепления организма
обучающихся посредствам занятий баскетболом, обеспечивающих разностороннее
физическое развитие.
Основные задачи:
Обучающие:
- обучить технике приемов и передач мяча в парах;
- обучить основным приемам техники и тактики игры;
- обучить ведению мяча.
Развивающие:
- формировать навыки сотрудничества в тренировочных, игровых ситуациях;

- развивать активность, самостоятельность, ответственность, ловкость, быстроту, силу,
внимательность, как черты характера личности.
Воспитательные:
- воспитывать специальные физические качества: быстроту, скоростно-силовые качества,
игровую выносливость, координацию движений.
- воспитывать внимание, настойчивость, выдержку, чувство ответственности, быстроту
реакции, быстроту ответных действий, осознанного отношения к своему физическому и
психическому здоровью;
- воспитывать привычки к соблюдению режима дня, ежедневным занятиям физическими
упражнениями;
- воспитывать чувство коллективизма, любовь к занятиям спортом и стремление к
достижениям.
Отличительные особенности программы:
- разработана для детей, желающих обучиться основам баскетбола, с хорошей физической
подготовленностью, которая определяется уровнем развития основных физических качеств
(сила, выносливость, координация или ловкость, быстрота, гибкость), которая является
основой высокой работоспособности во всех видах: учебной, трудовой и спортивной,
независимо от способностей;
- структура занятий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает
одновременно с практикой (высокая доля практических занятий), что является наиболее
продуктивным и целесообразным.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: ученики 2-9 класса (8-16 лет)
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная,
индивидуально-групповая, массовая.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут – академический 1 час).
Уровень освоения программы – общеразвивающий (уровень предполагает овладение
обучающимися основами технических и тактических действий из видов спорта,
предусмотренной образовательной программой основного общего образования по
физической культуре наиболее развитых и популярных в общеобразовательном
учреждении, удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его
информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и
приобретение умений совместной деятельности в освоении программы).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
1. учащийся научится овладению техникой приемов и передач мяча в парах;
2. учащийся приобретет знания в обучении основным приемам техники и тактики игры;
3. учащийся овладеет техникой владения баскетбольного мяча;
4.у учащегося повысится интерес к формированию навыков сотрудничества в
тренировочных, игровых ситуациях; к воспитанию чувства коллективизма, любви к
занятиям спортом и достижениям, поставленных целей;
5. учащийся освоит специальные физические качества: быстроту, скоростно-силовые
качества, игровую выносливость, координацию движений;
6. у учащегося сформируется привычка к соблюдению режима дня, ежедневным занятиям
физическими упражнениями; чувство коллективизма, любовь к занятиям спортом и
стремление к достижениям.
7. для учащегося будут созданы условия для самоопределения и самореализации.

Способы определения результативности:
• Педагогическое наблюдение.
• Педагогический анализ активности обучающихся на занятиях, анализ индивидуальных
достижений и развития лидерских качеств.
Виды контроля: начальный контроль (смотр физических качеств детей), текущий
контроль (контрольные игры), итоговый контроль (спортивный праздник, анализ
результатов).
Учебный план «Баскетбол»
№ Тема

Теоретические Практические
занятия
занятия
2
-

Общее число
часов
2

1

Введение. Инструктаж по
технике безопасности

2

Общефизическая подготовка

1

7

8

3

Специальная подготовка

1

15

16

4

Техническая подготовка

1

23

24

5

Тактическая подготовка

1

21

22

Всего

6

66

72

Содержание программы
Тема 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности на уроках, учебно-тренировочных
занятиях. Цели и задачи.
Тема 2. Общая физическая подготовка. Строевые упражнения: повороты на месте,
размыкание уступами; перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в
колонну по два; обозначение шага на месте; повороты на месте. Общеразвивающие
упражнения без предметов: упражнения для рук и плечевого пояса, для мышц шеи, для
туловища и ног; упражнения с сопротивлением. Подвижные игры и эстафеты: игры с
мячом, с бегом, прыжками, метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением
полосы препятствий из гимнастических снарядов.
Тема 3. Специальная подготовка. Ведение мяча правой левой рукой: передвижение
бегом; приставные шаги; остановка прыжком в два шага; ведение мяча по прямой с
изменением направления и скорости. Передача мяча одной рукой от плеча. Пере дача мяча
двумя рука ми от груди: передача мяча снизу одной рукой на месте, передача мяча одной
рукой от плеча по высокой траектории на расстоянии 12-16 метров с места, а затем в
движении; передача мяча от груди в тройках двумя руками в движении по восьмерки,
бросок от груди, бросок снизу двумя руками. Ловля и передача мяча двумя руками и одной

рукой при передвижениях игроков в парах и тройках: ловля высоколетящих мячей в
прыжке, на месте, в движении; ловля и передача мяча двумя руками в движении - используя
три шага; передача мяча на месте с отскоком от пола и ловля мяча; передача и ловля мяча
при встречном движении и с отскоком от пола. Штрафной бросок: броски в корзину от
головы. учащийся выполняет 15-20 бросков. Броски в корзину: броски в движении после
двух шагов; броски в корзину в прыжке с дальней и средней дистанции; бросок мяча одной
рукой в прыжке с поворотом до 180 градусов.
Тема 4. Техническая подготовка. Техника нападения: техника передвижения; основная
стойка баскетболиста; повороты в движении с сочетанием способов передвижения;
передвижение переставным шагом, сочетание передвижений, остановок поворотов; бег с
изменением направления и скорости из различных исходных положений; прыжки толчком
двух ног, толчком одной ноги; техника владения мячом, ведение мяча с высоким отскоком,
с низким отскоком. Техника защиты: стойка защитника: одна нога выставлена вперед, ноги
расставлены на одной линии; ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости
передвижения; обманные действия, передача мяча скрытые (назад, вправо, влево); передача
мяча одной рукой из -за спины; действия защитника в обороне, в нападении. Техника
овладения мячом: вырывание мяча; выбивание мяча; перехват мяча; накрывание мяча при
броске с места, овладение мячом, отскочившим от кольца; выбивание мяча при ведении,
перехват мяча при ведении; перехват мяча в движении в стойке защитника, в роли
нападающего; обводка противника способом прикрывания мяча корпусом. Техника
передвижения: перемещение к стойке защитника вперед, в стороны, назад; сочетание
способов передвижения с техническими приемами игры в защите; ведение мяча, обводка
противника без зрительного контроля; обманные действия: финт на рывок, финт на бросок,
финт на проход; передачи мяча в движении скрытые (назад, вправо, влево); ведение мяча с
изменением направления движения и с изменением высоты отскока и скорости
передвижения, обводка противника с изменением скорости.
Тема 5. Тактическая подготовка. Тактика нападения: индивидуальные действия, выход
на свободное место с целью атаки и получения мяча; выбор способа ловли мяча;
применение изученных приемов техники нападения в зависимости от ситуации на
площадке; финты с мячом на ведение, на передачу, на бросок с последующим ведением,
передачи, броском. Групповые действия: взаимодействие двух игроков -"передай мяч выходи"; взаимодействие трех игроков -"треугольник"; взаимодействие двух нападающих
против одного защитника "2-1"; взаимодействие двух нападающих против трех
защитников, "тройка", скрестный выход, малая восьмерка, пересечение, наведение,
большая восьмерка; нападение быстрым прорывом, взаимодействие двух игроков с
заслонами. Командные действия: организация командных действий по принципу выхода на
свободное место; нападение с целью выбора свободного действия, нападение быстрым
прорывом, организация командных действий против применения быстрого прорыва
противника; организация командных действий с использованием изученных групповых
взаимодействий. Тактика защиты: индивидуальные действия по умению выбрать место и
держать игрока с мячом и без мяча; выбор места для овладения мячом при передачах и
ведении; противодействия при бросках мяча в корзину; противодействие выходу на
свободное место для получения мяча.
Информационно - методическое обеспечение
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
компьютер, экран, проектор, видеозаписи выступлений с баскетбольными матчами.

Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо: баскетбольные кольца, мячи баскетбольные,
гимнастические маты, скакалки, мячи набивные, аптечка, свисток.

Список литературы:
1. Рабочая программа «Физическая культура 5 – 9 классы». Автор: Матвеев А.П.М.
“Просвещение”,2012;
2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы
В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2010).
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. Под редакцией В.А. Горсского Москва 2011
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий. Москва «Просвещение» 2010 7. Методический журнал
«Физическая культура в школе»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (48432)2-10-31

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».