Театральный кружок

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная
общеобразовательнаяшкола», с.Трубино Жуковского района Калужской
области

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «ООШ», с.Трубино
_________НовиковаО.Е.
Приказ от 31.08.2022г № 42/2

Дополнительная общеразвивающая программа
по внеурочной деятельности
по профилю «Театральная деятельность»

«Любительский театр и праздники»

Срок реализации: 1 год
Возраст: 10-15 лет (5-9 классы)

2022-2023 уч. год

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...................................................................... 3
Календарно-тематическое планирование по курсу ..................................... 13

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа театрального кружка реализует общекультурное
(художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности
учащихся общеобразовательных школ.
Рабочая программа составлена на основании следующих
нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования.
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
3. Концепции Национальной программы повышения уровня
финансовой грамотности населения РФ.
4. Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня
финансовой грамотности населения и развитию финансового образования
в РФ».
5. Основная образовательная программа основного общего
образования МОУ «Основная общеобразовательная школа», с.Трубино
Жуковского района.
6. Учебный план МОУ «Основная общеобразовательная школа»,
с.Трубино Жуковского района на 2022-2023 учебный год.
7. Положение о разработке и утверждении рабочих программ
учебных предметов и курсов МОУ «Основная общеобразовательная
школа», с.Трубино Жуковского района.
Отличительной особенностью данной программы является синтез
специальных образованных программ и современных образовательных
технологий.
Наиболее острая проблема современной педагогики – проблема
стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации учащихся.
Для того чтобы процесс формирования учебной мотивации у детей
имел конструктивный характер, необходимо переживание успеха.
Использование в учебной деятельности методов театральной педагогики
будет способствовать развитию психических процессов и формированию
учебной мотивации.
Очевидно, что театр искусство многомерное, многоликое и
синтетическое способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в
постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться
своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через
творчество и игру. Ведь игра - непременный атрибут театрального
искусства, и вместе с тем именно она позволяет детям и педагогам
3

взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально
положительный результат.
Театр – необыкновенный волшебный мир! С ним у всех поколений
связано множество приятных воспоминаний. Но именно в школьном
возрасте театр пробуждает у детей особые чувства: восторг, терпение,
увлечённость. Современные дети умеют решать логические задачи, но они
значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще
проявляют равнодушие и черствость. Реализация программы с помощью
выразительных средств театрального искусства таких как, интонация,
мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием
определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать
конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения
между героями этого произведения. Театральная игра способствует
развитию и коррекции высших психических функций, всех видов детского
творчества
(художественно-речевого,
музыкально-игрового,
танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно
способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного
диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и
рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и
исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью
и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки
постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими
мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь
именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе
с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая
максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами
театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со
спецификой актёрского мастерства.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в
развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно
средствами театральной деятельности
возможно
формирование
социально активной творческой личности, способной понимать
общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной
культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.
В основе программы лежит идея
использования потенциала
театральной педагогики, позволяющей формировать личность ребёнка,
4

оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики
движений, основана на психологических особенностях развития детей.
Цель образовательной программы –
формирование
интереса
учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению,
эстетическое воспитание участников.
Задачи:
Обучающие:
• Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на
прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
• Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую
«зажатость».
• Выработать
практические навыки выразительного чтения
произведений разного жанра.
Развивающие:
• Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание,
память, наблюдательность средствами театрального искусства.
• Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя,
влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами
выражающие основные чувства;
• Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность
реализации этих возможностей
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
• Развивать чувство ритма и координацию движения;
• Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на
материале скороговороки стихов;
Воспитательные:
• Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям,
родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
• Знакомить детей с
театральной терминологией; с видами
театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены;
• Воспитывать культуру поведения в театре;
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков
исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
5

способствует формированию нравственных качеств у воспитанников
объединения.
Полученные
знания
позволят
воспитанникам
преодолеть
психологическую инертность, позволят развить их творческую активность,
способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние
цели, стремиться к ним.
Основная идея предлагаемой педагогической инновации – не
фрагментарное использование элементов театральной деятельности и не
показ готовых представлений, а создание с детьми спектаклей и декораций.
Ведь поведение человека, прежде всего, связано с действием его рук.
Изготовление театральной атрибутики, взаимодействие со сверстниками,
работа с куклами и др. атрибутами, активная речевая среда будут
способствовать развитию у ребёнка всех психических функций. Виды
спектаклей могут быть разнообразными: кукольный, перчаточный,
теневой и др., в зависимости от желания и возможностей, конкретных
условий, выдвигаемых педагогических задач.
Отличительными
особенностями
и
новизной программы
является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка
средствами театра, где школьник выступает в роли художника,
исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным
наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись,
ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и
технология, вокал и ритмика);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений,
раскрепощение личности.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников
обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними
интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка,
обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические
чувства, т.к. именно в основной школе закладывается фундамент
творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в
обществе, формируется духовность.
Программа
строится
на
следующих
концептуальных
принципах:

6

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного
поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой
деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какойлибо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я» и
признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом
возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без
интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение
знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора
совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип
систематичности
и
последовательности.
Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении
занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип
позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются
разнообразные иллюстрации, видеоматериалы, аудиозаписи, ресурсы
Интернета.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 5-9 классов, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса отводится 34 ч в год (1 час в
неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами
СанПина.
70%
содержания планирования направлено на активную
двигательную деятельность учащихся. Это: показ спектаклей, подготовка
костюмов, декораций, отбор соответствующего материала. Остальное
время распределено на проведение тематических бесед, просмотр
электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для
успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.
Формы проведения занятий:
Формы занятий – групповые и индивидуальные занятия для отработки
дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
• театральные игры и упражнения,
• тренинги,
• импровизации,
• сюжетно-ролевые игры,
7

работа с подручным материалом,
• изготовление макетов декораций, бутафории,
• конкурсы,
• викторины,
• беседы,
• спектакли
• праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям,
инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки
сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на
приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Материально-техническое
обеспечение
образовательного
процесса
• компьютер
• интерактивная доска;
• музыкальная фонотека;
• аудио- и видеозаписи;
• костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием
театральных постановок;
• элементы костюмов для создания образов;
• кукольный театр;
• видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
• Электронные презентации
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются
разные виды контроля:
• текущий
– осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребенка в процессе занятий;
• промежуточный – праздники, конкурсы;
• итоговый – открытые занятия, спектакли, школьные мероприятия.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных
праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных
мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в
мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни
школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной
деятельности можно оценить по трём уровням.
•

8

Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
Метапредметными
результатами изучения
курса
является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
учителем;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё
многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
9

слушать собеседника;
• адекватно
оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• выразительному чтению;
• различать произведения по жанру;
• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
• видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
• умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение).
В результате освоения программы учащиеся должны получить общие
сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические
навыки.
Ожидаемые результаты:
1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей
действительности.
2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать,
стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе
и вера в свои силы.
3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных
позиций, в разном контексте и содержании.
4. Развитие творческого потенциала личности.
5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за
качество процесса и результат своей собственной деятельности.
6. Развитие исполнительских способностей.
7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения
общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных
ситуациях.
9. Умение пользоваться театральными понятиями и термина- ми:
«этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ»,
«пауза» и т.д.
10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в
работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального
оформления спектакля.
11. Владение нормами достойного поведения в театре.
•

10

По завершении учебного года учащиеся должны знать:
▪ правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после
спектакля;
▪ особенности театрального искусства, его отличия от других видов
искусств, иметь представление о создании спектакля, знать
главные театральные профессии и иметь представление о
театральных цехах.
▪ виды театрального искусства; виды кукол; цирк, цирковые
профессии; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре.
▪ театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка»,
«действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма,
мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог;
рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в
театре;
Должны уметь:
▪ владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
▪ произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями;
▪ создавать образы знакомых живых существ с помощью
выразительных пластических движений; пользоваться жестами;
сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность
разного поведения в одних и тех же предлагаемых
обстоятельствах; выполнять задания в парах, в группах,
организовать игру и провести её.
▪ пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в
сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и
выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с
воображаемыми
предметами;
создавать
пластические
импровизации под музыку разного характера; создавать образы с
помощью жестов и мимики; анализировать работу свою и
товарищей.
▪ самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные
упражнения;
▪ пользоваться
интонациями,
выражающими
различные
эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных
фразах и выделять их голосом;
▪ создавать пластические импровизации на заданную тему;
▪ сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
11

12

Календарно-тематическое планирование по курсу
№

Дата

Часы

Название и содержание темы
1 четверть (8 ч.)

1

08.09

1

2

15.09

1

3-4

22.0929.09

2

5

6.10

1

6

13.10

1

7

20.10

1

8

25.10

1

9

10.11

1

1011

17.1124.11

2

12

01.12

1

13
1415

08.12
15.12
22.12

1
2

Вводное занятие. Знакомство с программой.
Годовое планирование репертуара.
Подготовка ко Дню пожилого человека.
Репетиция сценария, оформление сцены.
Репетиция торжественной линейки ко Дню
учителя. Оформление сцены и тематической
фотозоны.
Подготовка к празднику «Посвящение в
пятиклассники! Оформление сцены и
тематической фотозоны.
Репетиция инсценировки ко Дню отца. Запись
видеопоздравления, публикация в социальных
сетях
Международный день школьных библиотек.
Проведение акций, публикация в социальных
сетях
Репетиция торжественной линейки,
посвященной Дню рождения РДШ.
2 четверть (7 ч.)
Организация линейки День народного единства
и Дня Государственного герба Российской
Федерации
Репетиция инсценировки ко Дню матери.
Запись видеопоздравления, публикация в
социальных сетях.
Организация линейки «День неизвестного
солдата» возле мемориала, посвященного
воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ
Создание афиши для новогоднего спектакля
Репетиция новогоднего спектакля, украшение
сцены публикация в социальных сетях.
13

3 четверть (11 ч.)
1617

12.0119.01-

2

18

26.01

1

19

02.02

1

2021

09.02
16.02

2

22

21.02

1

2324

02.0307.03.

2

2526

16.0323.03

2

Репетиция к «Вечеру встречи выпускников»,
приуроченного к Дню российского
студенчества, оформление фотозоны,
оформления сцены, публикация в социальных
сетях
Проведение интерактивной выставки
«Блокадный Ленинград» с элементами
театрализации
Организация линейки, посвященная 80 летию
со дня победы в Сталинградской битве
Подготовка и репетиция праздничного
концерта «День Защитника Отечества»,
оформление фотозоны, оформления сцены,
публикация в социальных сетях
Организация викторины и акций, посвященные
Международный день родного языка
Репетиция праздничного концерта
«Международный женский день», оформление
фотозоны, оформления сцены, публикация в
социальных сетях
Подготовка участников муниципального этапа
конкурса юных чтецов «Живая классика»
4 четверть(8 ч.)

27

06.04

1

28

13.04

1

29

20.04

1

3031

27.0404.05

2

Подготовка участников регионального этапа
конкурса юных чтецов «Живая классика»
Организация проведения акций, викторин,
посвященные Дню космонавтики, оформление
стенда.
Организация акции Дни здорового образа
жизни, проведение эстафеты в младших
классах
Репетиция торжественной линейки,
посвященной Дню Победы, тематическое
14

3233

11.0518.05

2

34

25.05

1

оформление сцены, публикация в социальных
сетях
Репетиция праздника «Последний звонок».
Тематическое оформление сцены и фотозоны к
празднику , публикация в социальных сетях
Итоговое занятие. Анализ проделанной работы
за 2022-2023 учебный год

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (48432)2-10-31

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».