Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательнаяшкола», с.Трубино Жуковского района Калужской области УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «ООШ», с.Трубино _________НовиковаО.Е. Приказ от 31.08.2022г № 42/2 Дополнительная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности по профилю «Театральная деятельность» «Любительский театр и праздники» Срок реализации: 1 год Возраст: 10-15 лет (5-9 классы) 2022-2023 уч. год Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...................................................................... 3 Календарно-тематическое планирование по курсу ..................................... 13 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа театрального кружка реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных школ. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ. 4. Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». 5. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа», с.Трубино Жуковского района. 6. Учебный план МОУ «Основная общеобразовательная школа», с.Трубино Жуковского района на 2022-2023 учебный год. 7. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов МОУ «Основная общеобразовательная школа», с.Трубино Жуковского района. Отличительной особенностью данной программы является синтез специальных образованных программ и современных образовательных технологий. Наиболее острая проблема современной педагогики – проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации учащихся. Для того чтобы процесс формирования учебной мотивации у детей имел конструктивный характер, необходимо переживание успеха. Использование в учебной деятельности методов театральной педагогики будет способствовать развитию психических процессов и формированию учебной мотивации. Очевидно, что театр искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра - непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем именно она позволяет детям и педагогам 3 взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат. Театр – необыкновенный волшебный мир! С ним у всех поколений связано множество приятных воспоминаний. Но именно в школьном возрасте театр пробуждает у детей особые чувства: восторг, терпение, увлечённость. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию и коррекции высших психических функций, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей формировать личность ребёнка, 4 оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений, основана на психологических особенностях развития детей. Цель образовательной программы – формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание участников. Задачи: Обучающие: • Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. • Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость». • Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра. Развивающие: • Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства. • Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства; • Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; • Развивать чувство ритма и координацию движения; • Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговороки стихов; Воспитательные: • Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру. • Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; • Воспитывать культуру поведения в театре; Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что 5 способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Основная идея предлагаемой педагогической инновации – не фрагментарное использование элементов театральной деятельности и не показ готовых представлений, а создание с детьми спектаклей и декораций. Ведь поведение человека, прежде всего, связано с действием его рук. Изготовление театральной атрибутики, взаимодействие со сверстниками, работа с куклами и др. атрибутами, активная речевая среда будут способствовать развитию у ребёнка всех психических функций. Виды спектаклей могут быть разнообразными: кукольный, перчаточный, теневой и др., в зависимости от желания и возможностей, конкретных условий, выдвигаемых педагогических задач. Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика); принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в основной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Программа строится на следующих концептуальных принципах: 6 Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться. Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какойлибо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеоматериалы, аудиозаписи, ресурсы Интернета. Место курса в учебном плане: Программа рассчитана для учащихся 5-9 классов, на 1 год обучения. На реализацию театрального курса отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: показ спектаклей, подготовка костюмов, декораций, отбор соответствующего материала. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы. Формы проведения занятий: Формы занятий – групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются: • театральные игры и упражнения, • тренинги, • импровизации, • сюжетно-ролевые игры, 7 работа с подручным материалом, • изготовление макетов декораций, бутафории, • конкурсы, • викторины, • беседы, • спектакли • праздники. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса • компьютер • интерактивная доска; • музыкальная фонотека; • аудио- и видеозаписи; • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок; • элементы костюмов для создания образов; • кукольный театр; • видеокамера для съёмок и анализа выступлений. • Электронные презентации Формы контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; • промежуточный – праздники, конкурсы; • итоговый – открытые занятия, спектакли, школьные мероприятия. Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням. • 8 Личностные результаты. У учеников будут сформированы: • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; • обращаться за помощью; • формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; 9 слушать собеседника; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; • выразительному чтению; • различать произведения по жанру; • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение). В результате освоения программы учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки. Ожидаемые результаты: 1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности. 2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы. 3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании. 4. Развитие творческого потенциала личности. 5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности. 6. Развитие исполнительских способностей. 7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи. 8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. 9. Умение пользоваться театральными понятиями и термина- ми: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д. 10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля. 11. Владение нормами достойного поведения в театре. • 10 По завершении учебного года учащиеся должны знать: ▪ правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; ▪ особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах. ▪ виды театрального искусства; виды кукол; цирк, цирковые профессии; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре. ▪ театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; Должны уметь: ▪ владеть комплексом артикуляционной гимнастики; ▪ произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; ▪ создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её. ▪ пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; создавать образы с помощью жестов и мимики; анализировать работу свою и товарищей. ▪ самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения; ▪ пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом; ▪ создавать пластические импровизации на заданную тему; ▪ сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. 11 12 Календарно-тематическое планирование по курсу № Дата Часы Название и содержание темы 1 четверть (8 ч.) 1 08.09 1 2 15.09 1 3-4 22.0929.09 2 5 6.10 1 6 13.10 1 7 20.10 1 8 25.10 1 9 10.11 1 1011 17.1124.11 2 12 01.12 1 13 1415 08.12 15.12 22.12 1 2 Вводное занятие. Знакомство с программой. Годовое планирование репертуара. Подготовка ко Дню пожилого человека. Репетиция сценария, оформление сцены. Репетиция торжественной линейки ко Дню учителя. Оформление сцены и тематической фотозоны. Подготовка к празднику «Посвящение в пятиклассники! Оформление сцены и тематической фотозоны. Репетиция инсценировки ко Дню отца. Запись видеопоздравления, публикация в социальных сетях Международный день школьных библиотек. Проведение акций, публикация в социальных сетях Репетиция торжественной линейки, посвященной Дню рождения РДШ. 2 четверть (7 ч.) Организация линейки День народного единства и Дня Государственного герба Российской Федерации Репетиция инсценировки ко Дню матери. Запись видеопоздравления, публикация в социальных сетях. Организация линейки «День неизвестного солдата» возле мемориала, посвященного воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ Создание афиши для новогоднего спектакля Репетиция новогоднего спектакля, украшение сцены публикация в социальных сетях. 13 3 четверть (11 ч.) 1617 12.0119.01- 2 18 26.01 1 19 02.02 1 2021 09.02 16.02 2 22 21.02 1 2324 02.0307.03. 2 2526 16.0323.03 2 Репетиция к «Вечеру встречи выпускников», приуроченного к Дню российского студенчества, оформление фотозоны, оформления сцены, публикация в социальных сетях Проведение интерактивной выставки «Блокадный Ленинград» с элементами театрализации Организация линейки, посвященная 80 летию со дня победы в Сталинградской битве Подготовка и репетиция праздничного концерта «День Защитника Отечества», оформление фотозоны, оформления сцены, публикация в социальных сетях Организация викторины и акций, посвященные Международный день родного языка Репетиция праздничного концерта «Международный женский день», оформление фотозоны, оформления сцены, публикация в социальных сетях Подготовка участников муниципального этапа конкурса юных чтецов «Живая классика» 4 четверть(8 ч.) 27 06.04 1 28 13.04 1 29 20.04 1 3031 27.0404.05 2 Подготовка участников регионального этапа конкурса юных чтецов «Живая классика» Организация проведения акций, викторин, посвященные Дню космонавтики, оформление стенда. Организация акции Дни здорового образа жизни, проведение эстафеты в младших классах Репетиция торжественной линейки, посвященной Дню Победы, тематическое 14 3233 11.0518.05 2 34 25.05 1 оформление сцены, публикация в социальных сетях Репетиция праздника «Последний звонок». Тематическое оформление сцены и фотозоны к празднику , публикация в социальных сетях Итоговое занятие. Анализ проделанной работы за 2022-2023 учебный год 15