Разговоры о важном_5-7 классы

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная
школа», с.Трубино Жуковского района Калужской области

Принято
Педсовет № 1
от 31.08.2022

Утверждено
Директор МОУ ООШ с.Трубино
__________/ О.Е.Новикова /
31.08.2022 Приказ № 42/2

Рабочая программа внеурочной деятельности
для 5-7 класса
«Разговоры о важном»
2022-2023 учебного года
Социально-патриотическое направление
1 час в неделю (34 часов)

Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации - 1 год

Клейменова Елена Ивановна
Классный руководитель 5 кл.

с.Трубино
2022 год

Пояснительная записка

•
•
•
•

•
•

•
•

Актуальность и назначение программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составлена с учетом
требований Федеральных государственных стандартов основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.)
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101.)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034.)
8. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении
методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры
о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
9. Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через
изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение,
нравственность, экология.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;

•
•
•
•
•
•
•
•

в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Место курса в плане внеурочной деятельности МОУ "Основная общеобразовательная
школа», с.Трубино Жуковского района Калужской области учебный курс предназначен для
обучающихся 5 класса; рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся
ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к
межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам,
знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения
известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности,
которые предоставляет платформа «Россия—страна возможностей».
Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения:
чем мы можем гордиться?
Мечты и фантазии человека о космических полётах. К. Э. Циолковский —
основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои
освоения космоса.
1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего
поколения. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни
семьи и общества.
Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны.
Современный учитель: какой он?
История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной
литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье.
Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды
искусства, где музыка — неотъемлемая часть.
Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в семье: какие они?
Семейные ценности.
Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин
продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским
и земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только
в войне.
Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение
между людьми разных национальностей — основа межкультурного общения.
Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?
Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и
безоговорочная. Легко ли быть мамой?
Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора.
История российского флага.

• История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности.
Волонтёрство в России.
• Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они?
Россия начинается с меня?
• Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и
выполнение
обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
• История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в
других государствах.
• Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции.
Новогодние приметы.
• Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что
попадает в Сеть, остаётся там навсегда.
• Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный
паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск.
• Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства.
Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского.
• Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в
нашей стране.
• Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные
народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов ( 47
этносов). Российская культура. Чем славится Россия?
• День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто
её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время.
• Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри.
Проблемы, с которым и сталкиваются добрые люди.
• Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами
«мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик,
женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?
• Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник,
сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С.В.Михалкова к
стихотворчеству.
• Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского
полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
• Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства.
Кино и театр: аргументы за и против.
• Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавтырекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс.
• Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во
время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в
Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и
наказании за него. Геноцид в современном мире.
• День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические
проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать эко
правила —не так сложно.
• История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека?
• Работа мечты. Жизненно важные навыки.
• История появления праздника День Победы. Поисковое движение России.МогилаНеизвестногоСолдата.СемейныетрадициипразднованияДняПобед
ы.

•
•

19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и
деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети
объединяются.
Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой
жизни.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной деятельности.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигами трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение
и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет
среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и
других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и
других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального
и
коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять
различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные
аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и
письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы при

решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою
часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и
брать ответственность за решение; владеть
способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (не достижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие
результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к
другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же
право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и
другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия;
участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями,
запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами
чтения
(просмотровым,
ознакомительным,
изучающим,
поисковым);
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте; извлечение информации из различных источников, её
осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий
художественного
текста
от
текста
научного,
делового,
публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом
неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение
умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие

умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и
мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку
прочитанному.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и различия в
культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации
технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение
соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при
работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать
безопасные стратегии поведения в Сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с
историческими периодами, событиями региональной и мировой истории,
события истории родного края и истории России; определять современников
исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности
развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории
родного края, истории России и мировой истории и их участниках. Умение
определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с
опорой на фактический материал, в том числе используя источники
разных
типов;
приобретение
опыта
взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур; уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных
свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми,
важности семьи как базового социального института; о характерных чертах
общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения; о процессах и
явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах
жизни общества; об основах конституционного строя и организации
государственной власти в Российской Федерации, правовом
статусе
гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего);
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовнонравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы
морали
и
нравственности,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России,
преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе
устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные
объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их
элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять
взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах
общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства; связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и

личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам
социальной
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человек и окружающей его среды на планете
Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта,
Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого
развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать
характер взаимодействия деятельности человека и компо-нентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития.

Тематическое планирование «Разговоры о важном»
5 класс на 2022 – 2023 учебный год
Планирование рассчитано на 1 час в неделю по понедельникам
№
1

Тема занятия
День знаний. Россия
— страна
возможностей

Дата
5.09

«Мы — Россия.
Возможности —
будущее»

2

Наша страна —Россия

12.09

«Что мы Родиной
зовём?»

Основное содержание

Деятельность учащихся

Знакомство с платформой
«Россия — страна
возможностей».

Участие во вступительной
беседе. Просмотр ролика
«История успеха».

Возможности, которые
предоставляет платформа
«Россия — страна
возможностей»

Участие в мотивационной
беседе о чертах характера,
которые присущи людям с
активной жизненной позицией,
о мечтах и о том, как можно их
достигнуть. Просмотр
проморолика «Россия —
страна возможностей»
Участие во вступительной
беседе о России. Просмотр
ролика о России. Участие в
работе с пословицами.

Родина — не только место
рождения. История, культура,
научные достижения: чем мы
можем гордиться?

Интерактивное задание «Своя
игра».

3

165 лет со дня
рождения

19.09

К. Э. Циолковского
«Невозможное сегодня
станет возможным
завтра (К. Э.
Циолковский)»

4

День пожилых людей
«Обычаи и традиции
моего народа: как
прошлое соединяется с
настоящим?»

26.09

Мечты и фантазии человека о
космических полетах. К. Э.
Циолковский —
основоположник
ракетодинамики и
теоретической космонавтики.
Герои освоения космоса

Участие в инсценировке и
решении проблемных ситуаций
с дальнейшим обсуждением
Участие во вступительной
беседе о мечтах и фантазиях
человека о космических
полётах. Участие в викторине о
космонавтике. Просмотр
видеоролика.

Участие в групповой работе:
знакомство с героями освоения
космоса. Участие в беседе о К.
Э. Циолковском.
1 октября —
Участие во вступительной
Международный день
беседе о Международном дне
пожилых людей. Почитание пожилых людей. Просмотр
старшего поколения.
видеоролика.
Возрастные изменения —
не повод быть
Участие в групповой работе:
исключённым из жизни
составляем
семьи и общества

5

День учителя

3.10

«Если бы я был
учителем…»

Ценность профессии учителя.
Учителя в годы Великой
Отечественной войны.
Современный учитель: какой
он?

«Кодекс уважения и
поддержки пожилых людей»
Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе:
каким дол жен быть
современный учитель?
(Создание кластера.)
Участие в дискуссии на одну
из предложенных тем: «Если
бы я был учителем, какими
качествами обладал…, как
относился бы к ученикам…,
как готовился к занятиям…,
какие вспомогательные
средства
использовал для
проведения уроков?»;
«Как сделать урок
интересным?»;

6

День отца

10.10

«Отчество — от слова
«отец»

История формирования
понятий «род» и «отец».
Образ отца в отечественной
литературе. Качества
настоящего отца. Равноправие
родителей в семье

«Что нужно, чтобы понимать
своих учеников?»; «Нужно ли
учителю учиться?»
Просмотр видеоролика.
Знакомство с литературными
образами отца.
Участие в групповой работе по
соотнесению текста и
высказывания известного
человека об отце.
Участие в беседе о
нравственных качествах отца.

7

День музыки
«Что мы музыкой
зовём»

17.10

Обмен мнениями о том, какое
из предложенных
высказываний ближе всего
школьникам.
Уникальность музыки каждого Групповая работа по созданию
народа. Музыкальные
кластера
инструменты. Виды искусства,
где музыка — неотъемлемая
«Музыка» в зависимости от
часть
ассоциаций, которые
возникают от слова «музыка».
Просмотр видеоролика.
Участие в дискуссии о видах
искусства, где музыка —
неотъемлемая часть

8

Традиционные
семейные ценности

24.10

Дом, в котором мы живём.
Идеальные отношения в
семье: какие они?

«Счастлив тот, кто
счастлив у себя дома»

Семейные ценности

9

День народного
единства

7.11

«Мы — одна страна»

Смутное время в истории
нашей страны. Самозванцы —
одна из причин
продолжавшейся Смуты.
Ополчение во главе с князем
Дмитрием Пожарским и
земским старостой Кузьмой
Мининым.
Примеры единения народа не
только в войне

Просмотр вступительного
видеоролика о доме, в котором
мы живем.
Интерактивное задание
«Собираем рассыпавшиеся
пословицы».
Участие в разыгрывании и
анализе проблемных ситуаций,
связанных с жизнью в семье.
Участие во вступительной
беседе о появлении праздника
День народного единства.
Знакомство с исторической
справкой о событиях Смутного
времени.
Работа в группах: если бы вы
жили в Смутное время, в чём
вы бы увидели причины
появления народных
ополчений? Обмен мнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября
1612 года воины народного
ополчения
продемонстрировали образец
героизма и сплочённости всего
народа вне зависимости от
происхождения,
вероисповедания и положения
в обществе. Дискуссия о том,
когда ещё люди чувствуют, что
им надо объединяться?

10

Мы разные, мы
вместе
«Языки и культура
народов России:
единство
в разнообразии»

14.11

Разнообразие культуры
народов России. Традиции
разных народов. Уважение
между людьми разных
национальностей — основа
межкультурного общения.
Влияние многоязычия на
толерантность. Почему языки
исчезают?

Блиц опрос о том, что в
Москве нам напоминает о
событиях 1612 года
Блиц опрос: какие народы,
живущие в России, вы можете
назвать? (По последним
данным в России проживает
более 190 народов.)
Знакомство с традициями
народов, живущих на
территории России.
Участие в дискуссии о том, что
объединяет людей разных
национальностей в одной

11

День матери

21.11

«Мама — главное слово
в каждой судьбе»

Мама — важный человек в
жизни каждого. Материнская
любовь — простая и
безоговорочная.
Легко ли быть мамой?

стране, что им в этом помогает
Участие в игре
«Незаконченное
предложение», во время
которой каждый школьник
продолжает предложение
«Первое, что приходит в
голову, когда я слышу слово
„мама“ …».
Участие в групповом
обсуждении случаев
недопонимания мам и детей.
Поиск причин этого в процессе
групповой работы.

12

Символы России
(Гимн, Герб)

28.11

Герб — символ государства. У
каждой страны свой герб.
Значение триколора. История
российского флага

5.12

Россия — страна с
героическим прошлым.
Современные герои — кто
они? Россия начинается с
меня?

«Двуглавый орёл:
история легендарного
герба»

13

День Героев
Отечества
«В жизни всегда есть
место подвигу?»

Участие в беседе о том, что
делает наших мам
счастливыми
Участие во вступительной
беседе о гербе России: что
олицетворяет герб России,
где его можно увидеть?

Участие во вступительной
беседе о непростой судьбе
нашей страны, о войнах,
которые выпали на долю
народа, и о героизме тех,
кто вставал на её защиту.
Участие в дискуссии о том,
есть ли место героизму
сегодня? Обсуждение
мнений школьников.

14

День добровольца
«Жить — значит
действовать»

12.12

История создания Красного
Креста. Особенности
волонтёрской деятельности.
Волонтерство в России

Участие в игре «Согласен—
не согласен»
Знакомство школьников с
информацией о создании в
Международного Комитета
Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса
«Действительно ли создание
именно этой организации
можно считать началом

волонтёрского движения?».

15

День Конституции

19.12

«Настоящая
ответственность бывает
только личной».

Значение Конституции для
граждан страны. Знание
прав и выполнение
обязанностей.
Ответственность — это
осознанное поведение

(Ф. Искандер)

16

Рождество

9.01

«Светлый праздник
Рождества»

История праздника Рождества
Христова. Рождественские
традиции в России и в других
государствах

Работа в группах по
составлению списка
особенностей волонтёрской
деятельности. Обмен
историями из жизни о
волонтёрской деятельности
Участие во вступительной
беседе о значении слова
«конституция» и о жизни
без конституции.
Участие в обсуждении
ситуаций, в которых было
нарушение прав или
невыполнение обязанностей.
Участие в игре
«Незаконченное
предложение», во время
которой каждый школь- ник
продолжает предложение
«Нужно знать Конституцию,
потому что…» Участие в
дискуссии об осознанном поведении и личной
ответственности
Участие в блиц опросе
«История рождения Христа».
Работа в группах: обсуждаем
рождественские традиции (кто
больше вспомнит). Какие
рождественские традиции
других стран вам больше всего
нравятся?
Игра «Найди связь»: педагог
называет слово, связанное с
Рождеством, а школьники
рассказывают, как оно с ним
связано.

17

Тема нового года.
Семейные праздники
и мечты

16.01

Новый год — праздник всей
семьи. Новогодние семейные
традиции. Новогодние
приметы.

Работа в парах: придумать
нетривиальное пожелание на
Рождество
Игра «Вопрос из шляпы» (Всё
ли вы знаете о Новом годе?).
Участие в дискуссии
«Поделись новогодней

«Зачем мечтать?»

традицией, которая объединяет
семью».
Участие в беседе о том, что
чаще всего мы мечтаем о
материальных подарках, но
есть ли что-то, что мы хотели
бы изменить в себе в Новом
году?

18

Цифровая
безопасность и
гигиена школьника

23.01

«Как не попасть в
цифровые ловушки?»

19

День снятия блокады
Ленинграда
«Люди писали
дневники и верили, что
им удастся прожить и
ещё один день». (Д. С.
Лихачёв)

30.01

Отношение к личной
информации. Добавление
«друзей» в Сети. Всё, что
попадает в Сеть, остаётся там
навсегда

Голод, морозы,
бомбардировки — тяготы
блокадного Ленинграда.
Блокадный паёк. Способы
выживания ленинградцев. О
провале планов немецких
войск

Участие в разговоре о
новогодних приметах
Участие в обсуждении того,
что относится к личной
информации.
Участие в беседе о тех, кого
мы добавляем в «друзья», о
том, что могут рассказать о вас
ваши фотографии.
Работа в группах: делаем
памятку для школьников.
(используем ватман,
карандаши, фломастеры и т. д.)
Участие в блиц опросе «Что вы
знаете о блокаде Ленинграда;
каким образом город попал в
кольцо; зачем Гитлер хотел
захватить город; почему
Ладожское озеро называют
дорогой жизни?».
Участие в обсуждении
неписанных правил
выживания:
Не съедать весь выданный хлеб
сразу.
Стоя в очереди за
продовольствием, люди
прижимались друг к другу: с
одной стороны, чтобы не
пропускать полукриминальных
личностей, а с другой — чтобы
сохранить тепло.
При бомбардировках люди
знали, где находится
бомбоубежище и какой путь
является наиболее безопасным.

На улицах размещали таблички
«Граждане! При артобстреле
эта сторона улицы наиболее
опасна!».
Не ложиться и всё время что-то
делать. Беседа о том, что ещё
помогало людям выстоять.

20

160 лет со дня
рождения К. С.
Станиславского
(Великие люди
России)

6.02

Авторитет К. С.
Станиславского в области
сценического искусства.
Некоторые факты его
биографии. Основные идеи
системы Станиславского

«С чего начинается
театр?»

21

День российской
науки

13.02

«Хроника научных
открытий, которые
перевернули мир»

Цивилизация без научных
достижений. Научные и
технические достижения в
нашей стране. Достижения
науки в повседневной жизни.
Плюсы и минусы научнотехнического прогресса

Работа в парах с дальнейшим
обобщением: почему планам
Гитлера не суждено было
сбыться?
Самостоятельная работа
«Знакомство с некоторыми
фактами биографии К. С.
Станиславского».
Участие в обсуждении идей
системы Станиславского.
Могут ли они пригодиться
людям других профессий?
Участие в дебатах о том, стоит
ли приучать детей к театру с
раннего детства?
Участие во вступительной
беседе о том, какой была бы
жизнь человека без научных
достижений.
Участие в беседе об основных
научных и технических
достижениях в нашей стране.
Участие в блиц опросе
«Примеры использования
достижений науки в
повседневной жизни».

22

Россия и мир
«Россия в мире»

20.02

Географические особенности
и природные богатства
России. Многочисленные
народы России. Единый
перечень коренных
малочисленных народов (47
этносов). Российская
культура. Чем славится

Работа в группах с
дальнейшим обобщением:
«Плюсы и минусы научнотехнического прогресса»
Обмен мнениями «Что для вас
является удивительным в
вашей стране?».
Беседа о том, в чём причины
исчезновения малочисленных
народов России.

Россия?

23

День защитника
Отечества (День
Армии)

27.02

«За что мне могут
сказать «спасибо»? (ко
Дню защитника
Отечества)

24

Забота о каждом

Смекалка в военном деле.
Задачи армии в мирное время

6.03

«Включайся!»

25

Международный
женский день

День защитника Отечества:
исторические традиции.
Профессия военного: кто её
выбирает сегодня.

13.03

«Мамина карьера»

Гимн России (110 лет
со дня
рождения советского
писателя

20.03

«Что вы знаете о Дне
защитника Отечества».
Участие в дискуссии о
причинах выбора профессии
военного.

Участие в работе в парах:
знакомство с примерами
военных действий, в которых
Участие в беседе о том, как
жители России выражают свою
благодарность защитникам
Отечества выручала смекалка.
Мотивация добрых дел.
Участие в игре
«Незаконченное
Подлинность намерений — то, предложение», во время
что у тебя внутри. Проблемы, которой каждый школьник
продолжает предложение «Я
с которыми сталкиваются
делаю добрые дела, потому
добрые люди
что…». По итогам игры —
участие в обсуждении разных
мотивов совершения добрых
дел.

Связь праздника 8 Марта с
именем Кла- ры Цеткин.
Освоение женщинами «мужских» профессий.
Традиционность подхода
«мужчина — добытчик,
женщина — хранительница
очага»: изменились ли роли?

26

Мозговой штурм: как
сохранить Россию для
будущих поколений
Участие в интеллектуальной
разминке

Сергей Владимирович
Михалков — поэт, драматург,
баснописец, сказочник,
сатирик, сценарист,
общественный деятель.

Участие в дебатах: «Делать
добро — это значит не делать
зло»
Участие во вступительной
беседе об истории праздника 8
Марта.
Работа в группах: как научнотехнический прогресс помог
женщине выбирать ранее
«мужские» профессии.
Участие в дебатах о роли
женщины в семье и в
обществе.
Самостоятельная работа:
знакомство с
ключевыми моментами жизни
С. В. Михалкова.

и поэта, автора слов
гимнов Российской
Федерации и СССР С.
В. Михалкова)

Страсть С. В. Михалкова к
стихотворчеству. Работа в
армейской печати во время
Великой Отечественной
войны. Решение правительства
России о смене гимна. Вторая
редакция текста гимна.

«Гимн России»

27

День воссоединения
Крыма с Россией

3.04

«Путешествие по
Крыму»

28

Всемирный день
театра

10.04

«Как построить диалог

Красивейший полуостров с
богатой историей. История
Крымского полуострова.
Значение Крыма.
Достопримечательности
Крыма

День космонавтики.
Мы — первые
«Трудно ли быть
великим?»

Участие в беседе о том,
почему, несмотря на большое
количество претендентов, для
последней редакции гимна
выбрали стихи именно С. В.
Михалкова?
Участие в беседе о
географическом положении
Крыма с использованием
карты. Самостоятельная работа
по изучению информации по
истории Крыма. Работа в
группах с обобщением: что с
древних времён привлекало
разные народы в Крымском
полуострове?

Обмен мнениями: что бы вы
рекомендовали посетить в
Крыму?
Сила театрального искусства.
Участие во вступительной
Читка пьес — особый жанр
беседе о первом походе в
театрального искусства. Кино театр, о тематике постановок,
и театр: аргументы за и против которые интересно смотреть.
Участие в обсуждении
ожиданий от похода в театр.

с искусством?»

29

Работа в группах:
предположим, вам поручили
создать личную страничку
Михалкова в Интернете.
Какую информацию вы бы в
неё поместили?

17.04

Главные события в истории
покорения космоса.
Отечественные космонавтырекордсмены.
Подготовка к полёту —
многолетний процесс

Рассказ педагога о читке пьес в
разных театрах, где после
спектакля-читки идёт
обсуждение со зрителями.
Участие в дебатах: «Кино и
театр: аргументы за и против»
Участие во вступительной
беседе об основных
исторических событиях в
космонавтике.
Самостоятельная работа в
группах: найти в Интернете
информацию о космонавте и
сделать сообщение для
одноклассников (Герман
Титов, Валентина Терешкова,
Алексей Леонов, Светлана

Савицкая, Валерий Поляков,
Елена Кондакова, Сергей
Крикалёв, Геннадий Падалка,
Анатолий Соловьёв).

30

Память о геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками

24.04

«Пока жива история,
жива память…»

31

День Земли (Экология)

5.05

«Зелёные привычки» —
сохраним природу
вместе

Появление термина
«геноцид». Геноцид
советского народа и народов
Европы во время Второй
мировой войны.
Международный военный
трибунал в Нюрнберге.
Конвенция ООН о
предупреждении
преступления геноцида и
наказании за него. Геноцид в
современном мире
День Земли — призыв
задуматься о сохранности
планеты. Экологические
проблемы как следствие
безответственного поведения
человека.
Соблюдать эко-правила — не
так сложно

32

День труда

15.05

«Как проявить себя

История Праздника труда.
Труд — это право или
обязанность человека?

и свои способности?»
Работа мечты. Жизненно
важные навыки

Участие в беседе о трудном
процессе подготовки к полёту.
Участие в беседе о том, какими
признаками характеризуется
геноцид. Составление «облака
тегов» к понятию «геноцид».
Участие в беседе о
Нюрнбергском процессе.
Участие в дискуссии о
причинах геноцида и способах
его предотвращения

Участие во вступительной
беседе об истории появления
праздника День Земли.
Обсуждение экологических
проблем, существующих в
России, и роли людей в их
появлении.
Работа в группах по
составлению общего списка
эко-правил, которые легко
может соблюдать каждый
Вступительная беседа об
истории Праздника труда.
Участие в дискуссии «Труд —
это право или обязанность
человека?».
Мозговой штурм —
обсуждение критериев работы
мечты.

33

День Победы.
Бессмертный полк
«Подвиг остаётся
подвигом, даже если
его некому воспеть…»
(неизвестные герои

22.05

История появления праздника
День Победы. Поисковое
движение России. Могила
Неизвестного Солдата.
Семейные традиции
празднования Дня Победы

Блиц опрос «Владеете ли вы
элементарными трудовыми
навыками?»
Участие во вступительной
беседе об истории появления
праздника День Победы.
Участие в беседе о том, что
заставляет тысячи человек
заниматься поиском и
захоронением останков

34

Великой Отечественной
войны)

погибших защитников
Отечества?

День детских
общественных
организаций

Обмен мнениями: есть ли в
вашей семье традиция
отмечать День Победы?
Участие во вступительной
беседе о пионерской
организации.

29.05

«Может ли быть Тимур
и его команда в 2022
году?»

19 мая 1922 г. — день
рождения пионерской
организации. Цель её
создания и деятельность.
Распад пионерской
организации. Причины, по
которым дети объединяются

Участие в дискуссии о том,
какое должно быть детское
общественное объединение,
чтобы вам захотелось в него
вступить.
Участие в мозговом штурме по
выдвижению причин, по
которым дети объединяются.

35

Про счастье

29.05

«Что человеку нужно
для счастья?»

Разные представления о
счастье. Слагаемые счастья.
Рецепт счастливой жизни

Участие в беседе о том, какие
бывают детские общественные
объединения
Игра «Согласен — не
согласен».
Работа в группах: обсуждение
с дальнейшим обобщением
вопроса «Из чего со- стоит
счастье?».
Обсуждение притчи о счастье.
Участие в дискуссии:
«Слагаемые счастья: любовь;
семья; успех; самореализация;
финансовое благополучие.
Этого достаточно?»

Использованный материал
https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_Ra
zgovori_o_vazhnom_NOO_OOO_SOO_.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (48432)2-10-31

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».